Обзоры

Bye Sweet Carole: Обзор наследницы Clock Tower, нарисованной в стиле Диснея | Принцесса-кролик

Играла на PC

Когда летом 2023-го я увидела тизер  Bye Sweet Carole, то сразу подумала: «О, так это же старая добрая  Clock Tower». Первое впечатление не обмануло — игра действительно оказалась современным взглядом на японскую классику, и все отсылки к «Часовой башне» в ней не случайны. Автор Bye Sweet Carole Крис Дэррил (Chris Darril) ещё в 2007 году загорелся идеей сделать фанатский ремейк Clock Tower, но в итоге все его наработки вылились в хоррор-дилогию  Remothered. В ней постоянно нужно было убегать и прятаться от преследователей, решать головоломки и распутывать хитроумно закрученный сюжет.

В целом, создавая Bye Sweet Carole, Крис Дэррил не стал сильно отходить от этой формулы, добавив в неё нарисованный вручную «диснеевский» визуальный ряд. Игра выглядит восхитительно, цепляя контрастом между сказкой и ужастиком, но, если отбросить в сторону эту чудесную оболочку, оказывается, что не всё так прекрасно в королевстве Королла.

 

Вниз по кроличьей норе

Заводя разговор о Bye Sweet Carole, невозможно снова не упомянуть Clock Tower — вышедший в 1995 году на SNES сурвайвл-хоррор. Игра отличалась от своих собратьев по жанру (в том числе будущих) тем, что хрупкая героиня ничего не могла противопоставить преследующему её монстру. Clock Tower славилась медленным геймплеем и безостановочным нагнетанием тревоги. Сизормен со своими гигантскими ножницами мог подстерегать беззащитную сиротку Дженнифер где угодно в огромном жутком особняке: за шторкой в ванной, за портьерой в гостиной или под потолком. Неудивительно, что такой подход породил целую плеяду подражателей вроде  Haunting Ground.

Большой поклонник Clock Tower, итальянец Крис Дэррил решил поэкспериментировать с жанром, и в его Remothered мы могли не только обороняться, но и атаковать «сталкера» первыми. При этом в  Remothered: Broken Porcelain главная героиня не просто ребенок-сирота — её даже зовут Дженнифер, как и протагонистку японского ужастика.

Вообще, здесь стоит заметить, какой любопытный пируэт выполнила история. Обанкротившаяся несколько десятков лет назад студия Human Entertainment, создавшая Clock Tower, в своей работе вдохновлялась джалло-фильмами Дарио Ардженто (Dario Argento) — без его «Суспирии» и «Феномена» не было бы никакой Дженнифер, приезжающей в зловещий особняк. В игре буквально цитируются сцены из фильмов итальянского режиссёра. Да, как и Крис Дэррил, Ардженто родом из солнечной страны пасты и пиццы. Круг замкнулся.


Этот рисунок Дэррил выложил, очевидно, из большой любви Clock Tower. Таким он видел ремейк игры 1995 года, если бы выпустил его сам.

В Bye Sweet Carole продолжается традиция выстраивать повествование вокруг хрупкой и беззащитной героини. Зовут её Лана, но не думайте, что Дэррил так просто отказывается от своих любимых тропов. Девушка — сирота и живёт в приюте Банни-Холл. Именно в его стенах и происходят почти все события игры. Тут можно отметить и параллели с кэрролловской Алисой: героиня вначале бежит за кроликом, падает вниз и фантасмагорично переносится в волшебный мир Королла, выход из которого нередко оказывается обычным пробуждением. Граница между сном и явью тут часто стёрта, что порой делает историю громоздкой и запутанной. Но до закрученности Remothered ей, к счастью, ещё далеко.

Скажу сразу, сюжет тут — та ещё графомания. Проникнуться историей Ланы мне не удалось даже несмотря на то, что действие происходит в симпатичной мне эпохе — Британии начала XX века. Школа-интернат — место, безусловно, колоритное, но населяющие его персонажи получились совсем невзрачными. Тут есть девочки-задиры, которые, разумеется, травят нашу героиню, есть суровый завхоз Фрэнк и строгая директриса. Незадолго до начала игры у Ланы пропадает лучшая подруга — вынесенная в заголовок Кэрол, и девушка изо всех сил её ищет.


Куда ж в этой истории без часовой башни? И одним упоминанием тут дело не ограничится.

Игра разом пытается поднять сразу несколько тем, неумело жонглируя ими. Здесь говорится о скоротечности времени, о принятии смерти, но рассуждения почти всегда оттеняются разговорами о самоопределении и месте девушки в большом и жестоком мире, которым управляют мужчины. И это сделано настолько топорно, что начинаешь чувствовать испанский стыд за Криса Дэррила (он ещё и сценарист Bye Sweet Carole).

Создатель игры осуждает традицию директрисы устраивать бал, на котором девушки могут найти себе мужей, сама героиня терзается, идя на такое мероприятие. Все мужчины на нём в итоге оказываются безликими монстрами, а единственного потенциального ухажёра Лана резко отшивает, хотя до этого явно испытывала к нему симпатию, — а всё потому, что он спросил, не видит ли она своё будущее рядом с ним. Кто-нибудь, расскажите Крису, что у разных женщин разные цели и кто-то находит своё счастье в создании семьи, а кто-то — в карьере. Все эти стремления равноценны, и необязательно изображать мужчин как стаю одинаковых чудовищ.


Ещё один антагонист игры — зловещий Мистер Кин. Он претендует на сказочный мир Короллы и называет Лану своей принцессой, требуя отдать ему трон.

У меня лапки

Как и Clock Tower, новая игра Криса Дэррила ужасно неторопливая. И эту преемственность сложно считать удачной. Bye Sweet Carole можно описать как квест, в котором протагонист неохотно управляется стрелками. Лана постоянно перемещается из одной комнаты в другую в поисках предметов, потом идёт обратно, чтобы их применить, потом снова возвращается. Все эти путешествия мало того что растягивают хронометраж игры, так ещё и раздражают своей топорностью. Комфортным управление точно не назвать, учитывая постоянные проблемы с анимацией, хаотичные соскакивания с уступов, хождение по воздуху и прочие мелочи, выдающие сырость проекта. Ближе к концу игра начала бедокурить так сильно (то героиня проваливалась сквозь объекты и застревала, то камера подлетала слишком близко), что пару раз пришлось выйти в главное меню, чтобы перезагрузиться.