Towa and the Guardians of the Sacred Tree: Обзор рогалика в духе Hades | Очень японская игра
Играл на PC
Сегодня состоялся релиз полной версии Hades II. Так уж получилось, что незадолго до этого вышла Towa and the Guardians of the Sacred Tree, которую многие называют японской Hades. Однако в работе Brownies Inc. и Bandai Namco и собственных интересных идей немало. Получилось ли из них собрать интересную игру?
Восемь самураев и машина времени
Наличие слова «японская» обычно означает, что в игре как минимум будут две вещи — налёт анимешности, а также свойственная этому жанру чудаковатость в сюжете. В Towa and the Guardians of the Sacred Tree есть и то и другое, но особенно нужно отметить историю. Вроде всё стандартно — мы выступаем в роли божественной хранительницы (титульная Това), призванной защищать важную и почти священную деревню от другого божества, только очень злого, распространяющего миазмы и порождающего чудовищ, которые захватывают земли.
Для этого наша хранительница собирает восемь смелых жителей деревни (их называют Детьми молитвы), чтобы вместе остановить приближающихся демонов. Тут вспоминается классика, в том числе классика японского кино вроде шедевра Акиры Куросавы «Семь самураев». Тем более что защитники деревни в игре тоже оказываются не безликими воинами, а личностями, которые по мере прохождения раскрываются в забавных или грустных беседах друг с другом.
К этому классическому сюжету сценаристы Towa and the Guardians of the Sacred Tree добавили мистику и заигрывания с пространственно-временным континуумом. Хранительница что-то там не рассчитала — все восемь самураев были отправлены злым божеством в конец времён и теперь вынуждены постоянно сражаться с чудищами в подобие чистилища. Това и сама постоянно разрушала ткань пространства-времени, воскрешая избранных воинов и создавая тем самым множество временных линий. Всё это только укрепляло демонов.
В итоге хранительница проделывает финальные манипуляции со временем, возвращает всех в тот момент и то состояние, когда они готовы дать бой злодеям. Но взамен после каждой важной победы кто-то из избранных защитников должен собой жертвовать. И это шокирующее и неприятное открытие — узнать, что больше этого персонажа я вроде как не увижу. Игра сразу заиграла другими, довольно тёмными, красками.
Сюжет подаётся в том числе такими колоритными рисунками.
Это при том, что наша божественная хранительница похожа на 12-летнюю школьницу-косплеершу, а среди выбранных ею защитников и жителей деревни попадаются прямоходящие собачки, птицы и прочие зверушки, которые в беседах между собой могут рассказывать о том, как они балдеют, когда Това ест. Получается свойственная многим японским играм и аниме смесь кринжа и настоящей драмы.
А вот эта девушка сейчас рассказывает, что ощущать еду можно в том числе через боль.
Господи, а это ещё что?
Атмосферно, но медленно
В любом случае такое внимание к сюжету выделяет Towa and the Guardians of the Sacred Tree среди многих рогаликов. Правда, сценаристы Hades умудрялись рассказывать интересную историю и раскрывать персонажей без особой потери ритма, который столь важен в этом жанре. А здесь обилие свойственных многим японским играм длинных планов, кат-сцен и диалогов о еде довольно быстро начинает раздражать.
Безусловно, тот факт, что по возвращении в деревню почти каждый раз становишься свидетелем новых сцен, общаешься с жителями и так или иначе участвуешь в их жизни, важен для сюжета, атмосферы и вызова чувства причастности. Мы начинаем ощущать, что защищаем не кучу пикселей, а нечто живое и меняющееся. К тому же участие в бытовых сценках приносит ресурсы.
Но в экшн-рогалике хочется поскорее окунуться в драку, чтобы исправить ошибки прошлого забега, опробовать новый билд и разделаться, наконец, с боссом. А в Towa авторы местами перегибают палку — персонажи во время забега могут подробно обсуждать, ожидали ли они увидеть здесь очередного торговца или нет. А перед боссом очередного этапа мы каждый раз долго бежим по красивым, но абсолютно неинтерактивным локациям.
С другой стороны, кто-то скажет, что так оно и задумано для создания медитативной атмосферы, присущей многим японским играм. Да и национальный колорит нужно же передать при помощи шикарных пейзажей с обязательным участием сакуры. В общем, дело вкуса, но замечу, что в Hades таких вопросов не возникало.
Вот тут мы просто бежим до босса и рассматриваем виды.
А зачем нам кузнец?
Интересно, что авторы умудряются сбивать нас с ритма и непосредственно во время игрового процесса. В целом геймплей схож с тем, что мы видели в Hades, — зачищаем небольшие локации, а потом выбираем, в какую комнату двигаться дальше, ориентируясь на список наград. Это могут быть ценные ресурсы, бонусы и карты разной редкости, добавляющие новые свойства основным приёмам (это сильно влияет на прохождение), возможность поторговать, подкрепиться или даже сходить в местную баньку, чтобы получить прибавки к атаке, уклонению, критическому удару и так далее.
А в деревне в перерывах между забегами мы прокачиваем за собранные ресурсы своих персонажей: в одном месте покупаем печати, амулеты и эмблемы с бонусами, в другом — экипируем ими подопечных, в кузнице изготавливаем новые мечи. Кроме того, ходим по торговцам и ресторанам, чтобы получить прибавку к характеристикам от еды. Есть даже плотник, у которого можно заказать возведение полезных построек.
Так вот, ковка новых мечей — а это очень важно для прохождения — реализована в крайне интересном формате и отчасти напоминает то, что мы видели в Kingdom Come: Deliverance II. С помощью мини-игр мы должны лично менять форму лезвия, разжигать огонь и правильно бить молотком по раскалённому металлу. Здесь больше 10 этапов ковки — вплоть до того, что нужно выбрать имя меча, раскрасить его и в конце заточить. И практически всё это влияет на характеристики клинков. Здорово, но опять же очень медленно. Да, есть вариант довериться кузнецу, который сделает практически всё за нас, но игра считает его опциональным — нужно ещё догадаться, что такое возможно.
Найди свою пару
Ещё одна ключевая особенность Towa связана с тем, что мы управляем не одним, а парой героев. Перед каждым забегом нужно выбрать, кто из Детей молитвы будет выполнять роли Цуруги и Кагуры. Первый — это «танк», основной нападающий. А Кагура обеспечивает магическую поддержку — семенит за «танком» и периодически кастует заклинания. Мы их сами активируем и при желании можем включить прямое управление магом, но в «сингле» это превращается в мороку.
Кроме того, Цуруги, то есть атакующий персонаж, орудует сразу двумя мечами — хондзаси и вакидзаси. Каждый клинок имеет свой запас прочности, и после его опустошения падает урон, поэтому мы вынуждены постоянно переключаться между мечами — под этот приём выделен отдельный вид урона. Вроде бы интересные механики, но получается, что в сражениях нужно следить за несколькими дополнительными факторами — тут и смена клинков, и не очень удобный поначалу контроль за бойцом поддержки и его заклинаниями. В итоге к боевой системе, скажем так, нужно привыкнуть. А у кого-то, возможно, так и не получится синхронизироваться с ней и войти в поток.
Естественно, проще это сделать в локальном или онлайн-кооперативе, где вторым персонажем управляет игрок. Но и в «сингле» сражения, о которые я поначалу спотыкался, мне в итоге понравились — после нескольких попыток я вошёл в ритм и оценил систему с двумя персонажами.
Главное достоинство системы двух персонажей — обилие билдов, с которыми мы вольны экспериментировать. Ведь каждый из восьми избранных защитников — уникальный персонаж, и каждый может выполнять роль как Цуруги, так и Кагуры. И в том, и в другом качестве им доступны индивидуальные умения, а мы ещё можем разучивать новые и менять активные. То есть, по сути, нам выдали 16 классов, которые можно свободно сочетать друг с другом в поисках идеальной пары.
После выбора двойки нам дают возможность опробовать её приёмы.
Правда, не все персонажи кажутся уникальными — некоторые не сильно отличаются друг от друга. Уникальность они обретают именно в разных комбинациях друг с другом — есть пары, которые ощутимо разнятся по темпу, стилю и эффективности. Для меня первый такой идеальный дуэт образовали Мицуми и Коро, едва ли не самые мелкие, но очень проворные бойцы. И радовался я вплоть до того момента, когда понял, что Коро, выбранная в качестве Кагуры, должна будет погибнуть ради общего блага. Так что тут ещё нужно продумывать, кого выбирать в магические помощники — именно они должны приносить себя в жертву.
Боссы тут реально громадные.
Towa and the Guardians of the Sacred Tree ощущается как амбициозный рогалик высокого класса, с японским колоритом и с рядом собственных интересных фишек. Другое дело, что не все они кажутся удачными для этого жанра, а некоторые и вовсе могут раздражать. Получить удовольствие можно, но где-то придётся привыкать и преодолевать.
Плюсы: интересный сеттинг; сюжет, сочетающий традиционную героику с мистикой и фантастикой; множество ярких персонажей, которые постепенно раскрываются и становятся ближе; обилие возможностей для прокачки и выстраивания билда; удачный кооператив; авторы постарались привнести свои фишки и в сражения, и в билдостроение; с точки зрения графики и звука игра сделана на высшем уровне; японский колорит.
Минусы: не все идеи сработали; игра порой вязнет в диалогах и кат-сценах и кажется слишком медленной; к боевой системе надо привыкнуть.
Скриншоты игры








Смотреть все
Оценка игры







